Разработка
урока-исследования
«Каменный
пояс России»
(8 класс)
1 Ведение:
1.Определяем тему урока путем
решения географических задач:
а)
На стыке древней палеозойской платформы и мезозойской плиты сформировалась геосинклинальная область
меридионального направления
б)
Расшифруем картосхему (приложение №1)
в)
В топонимике России зафиксирован единственный случай переименования реки. Более
того, по указу императрицы река была не только переименована, но еще и высечена
100 розгами за то, что приняла на свои берега отряды яицких казаков.
2. Итак, исходя из всех ваших ответов
ясно, что мы сегодня начинаем рассматривать ПТК
Урала. А вот почему тема урока «Каменный пояс», вам сейчас
объяснит Читая Саша, который провел небольшое топонимическое исследование.
Объяснение ученика
3. Рассмотрим задачи урока. Что надо
узнать и чему научиться на двух уроках по ПТК Урала?
2. Основная часть
урока.
1) На прошлом уроке
закончили работу по ПТК Кавказа. Сегодня Илья дает нам сравнительный анализ
ГП Кавказа и Урала, каждый из которых для России является «самой-самой» в
своем роде территорией.
2) Работаем по плану анализа ПТК, опираясь на
карты атласа. Какую карту используем для определения ГП Урала?
3)
Рассмотрим
рельеф и тектонику ПТК
А) По орфографической схеме с. 173 в учебнике и физической карте даем краткий анализ рельефа и
деления на 3 части (Предуралье, Водораздельный хребет и Зауралье).
-
Почему
направление хребтов Урала
меридиональное? Форма вершин Урала?
Б)
Каково время образования гор, т.е. каков их возраст? Почему Алтай,
образовавшийся одновременно с Уралом, имеет мах высоты в два раза больше?
В)
Итак, знаем, что Урал называли каменным поясом. А вот девизом урока взяты слова академика Ферсмана: « Урал
- минералогический рай и кладовая запасов».
Как думаете, правда ли это? Да, на
Урале геологи зафиксировали около 1000 видов пол ископаемых в 10000
месторождениях. При этом следует учесть, что в северной части гор геологические
изыскания еще не закончены.
Г)
Смотрим на условные знаки пол иск. Урала и перечисляем их названия.
-
Определяем,
почему все знаки красного цвета, кроме одного – марганцевые руды – черного
цвета? (все магматического происхождения, а марганцевые руды – осадочные)
-
Зачитываю отрывок
из «Хозяйки Медной горы» Бажова. Говоря о Кавказе, вспоминали «певцов» его
Пушкина и Лермонтова, а вот певцом Урала можно назвать Павла Бажова
(краткий
рассказ ученика о нем и его сказках).
-
Посмотрите на
гербы Урала, выполненные ребятами, на них тоже использованы мотивы его творчества. Какие сказы использованы
авторами этих гербов?
4) А теперь, работая в парах и помня обсуждение вопроса
об Урале и Алтае, определим по картам какие климатические пояса и природные
зоны пересекают горы? В чем особенности увлажнения территории, почему?
Каковы средние t января и июля? Какова общая краткая
характеристика климата Урала?
5) Продолжая работать в парах, определим наличие и
видовой состав водных ресурсов Урала.
-
Какие крупные реки и к каким бассейнам стока
они относятся?
-
Какие еще виды
водных ресурсов?
-
А есть ли на
Урале вечная мерзлота и ледники? Есть, причем ледники есть не только в горах на
севере Урала. О необычной ледовой пещере Урала вам сейчас расскажет Настя.
3 Заключение:
1) на следующем уроке продолжим
изучение ПТК. Для всех задание на дом – рассказ по §32 и записям тетради
и изготовление гербов Урала. Для отдельных учащихся индивидуальные задания:
-
Крупные города и
население Урала.
-
Охраняемые
территории Урала.
2) Прошу всех ребят произвести самооценку
и взаимооценку (в парах) работы на уроке. А моя оценка работы класса и
отдельных учеников такова…
Разработка урока повторения
в 8 классе
ТЕМА
УРОКА: Повторение знаний по теме «Компоненты природы
России»
ЗАДАЧИ
УРОКА: 1.Повторить знания по теме «Компоненты природы России».
2. Развивать умения работы с
контурными картами, углублять знания физической карты РФ.
3. Опираясь на материал урока о
разумном использовании ресурсов, продолжить экологическое и патриотическое
воспитание.
4. Расширять кругозор и словарный
запас.
ОБОРУДОВАНИЕ:
физическая карта РФ, контурные карты, карточки для работы групп, схемы.
ХОД
УРОКА:
1. Тема урока, задачи. Д/з: в тетради вопрос 1 на
стр. 114.
- Вводное слово. В течение 3 месяцев мы изучали первый раздел
программы географии России «Особенности природы страны». Уже со следующего
урока переходим ко второму разделу «Природные комплексы». Исходя из этого,
попробуйте определить тему и задачи сегодняшнего урока. Итак, закончив
изучение всех тем раздела, мы …. (дети определяют тему и задачи урока).
Сегодня вы работаете в трех группах, и оценка каждого
из вас зависит от слаженности, скорости и правильности работы всей группы. На
столе перед вами лежит основа схемы, к концу урока она должна быть заполнена и
озаглавлена.
3. Записав в тетрадях дату и тему, начинаем выполнять
задания.
4. Картографический диктант. Перед вами на
контурной карте отмечены объекты, вы
записываете их названия в тетрадь. Затем определяете обобщающее слово, и его записываете вверху на
пропущенной строке.
(Русская,
Западно-Сибирская, Средне-Сибирская равнины, Урал, Кавказ, Алтай, Верхоянские
горы, Прикаспийская низменность, горы Черского, Саяны – формы рельефа).
- Проводим
взаимопроверку и сразу определяем оценку группам.
- Определите обобщающий термин и дайте определение.
- Назовите основные формы рельефа. Покажите
горы-лидеры в РФ.
- При первом взгляде на физическую карту человек,
знающий географию, сразу заметит отличие каждой из великих русских равнин, А вы
можете сказать, чем они отличаются друг от друга?
- Какое воздействие на рельеф оказывает человек?
5. Теперь следующее задание: отгадать загадки и
записать в тетрадь
ответы, также оставив строку для обобщающего слова.
- Все
обходят это место: здесь земля как будто тесто,
Здесь
осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги.
-Чуть
дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий
кончик в роднике, а широкий – в море.
- Много лет в горах подряд снег идет и
сыплет град.
Этот
снег, а не вода, создал нам запасник льда.
-
Неподвижное и широкое, и красивое, и глубокое,
Каждый
день как будто новое, все травою окантовано,
И
является с давних пор зеркалом равнин и гор.
-Бьет
из-под земли фонтан, струя до поднебесья.
Рядом с
ним живет вулкан. Фонтан вам тот известен?
-Определите обобщающее слово и выясните, каких видов не назвали?
- Вспомним
лидерские позиции РФ.
- Какое
влияние на внутренние воды России оказывают люди?
5. На столах есть карточки с 5 геопонятиями (гумус,
материнская порода, суглинок, чернозем, земля). Определите среди них «белую
ворону», для оставшихся подберите обобщающее слово и откройте в атласе тематическую
карту. Кто первый?
- Дать определение и назвать состав.
- Какая
почва в РФ самая плодородная и почему?
- Какие
виды почв формируются в нашей местности, чем они характеризуются?
- Что такое
эрозия и отчего она происходит с почвой?
6. По схемам определите, какие природные явления там зафиксированы (даны схемы циклона, антициклона,
летнего муссона, годового хода температур).
Какой компонент природы объединяет все эти явления?
-Дать его определение. Назвать российские климатические
пояса.
- Краткая характеристика нашего климата.
- Какой климатический пояс разделен на области? Какие
и почему?
- Какой наиболее благоприятен для проживания людей,
почему?
7. Впишите обобщающие слова в основу схемы. Как
вы думаете, что следует вписать в пустой кружок внешнего круга и что в
середину? Обоснуйте свое мнение.
8. Итак, мы составили схему природного комплекса.
Особенности его составляющих частей-компонентов на том или ином участке
российской территории создают разные природные условия. При этом эти условия
улучшаются при движении с севера на юг и с востока на запад. Вот поэтому
наибольшее количество россиян проживает в центре и на юге Русской равнины,
поэтому и природа там наиболее активно используется людьми. Именно поэтому у
нас, на северо-востоке России, очень низка плотность населения, а это означает,
что ПК антропогенному воздействию подвергались мало.
- А как называются те компоненты природы, которые
человек использует для своей жизни и деятельности?
- На какие 2 группы делятся все природные ресурсы? Открываем стр.112
учебника – определяем виды ресурсов и их наличие в РФ.
9. Итог урока. Итак, повторив все изученные
темы, мы готовы к усвоению нового раздела, который поможет нам более подробно
узнать красоту и суровость родной природы.
А сейчас я прошу вас на маленьких листочках оценить
урок (солнышко, тучи с молнией, солнце с облачком). А на схеме поставьте оценку
за работу всем ребятам из вашей группы.
|