Четверг
02.05.2024
14:53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Разработки уроков

    Разработка урока-исследования 

    «Каменный пояс России»

    (8 класс)

    1 Ведение:

             1.Определяем тему урока путем решения географических задач:

    а) На стыке древней палеозойской платформы и мезозойской  плиты сформировалась геосинклинальная область меридионального направления

    б) Расшифруем картосхему (приложение №1)

    в) В топонимике России зафиксирован единственный случай переименования реки. Более того, по указу императрицы река была не только переименована, но еще и высечена 100 розгами за то, что приняла на свои берега отряды яицких казаков.

     

             2. Итак, исходя из всех ваших ответов ясно, что мы сегодня начинаем рассматривать ПТК  Урала. А вот почему тема урока «Каменный пояс», вам сейчас объяснит Читая Саша, который провел небольшое топонимическое исследование.

     

    Объяснение ученика

     

     

             3. Рассмотрим задачи урока. Что надо узнать и чему научиться на двух уроках по ПТК Урала?

     

    2. Основная часть урока.

     

    1)     На прошлом уроке закончили работу по ПТК Кавказа. Сегодня Илья дает нам сравнительный анализ ГП Кавказа и Урала, каждый из которых для России является «самой-самой» в своем роде территорией.

    2)     Работаем по плану анализа ПТК,  опираясь на карты атласа. Какую карту используем для определения ГП Урала?

    3)     Рассмотрим рельеф и тектонику ПТК

    А) По орфографической схеме  с. 173 в учебнике и физической  карте даем краткий анализ рельефа и деления на 3 части (Предуралье, Водораздельный хребет и Зауралье).

    -         Почему направление хребтов Урала  меридиональное? Форма вершин Урала?

    Б) Каково время образования гор, т.е. каков их возраст? Почему Алтай, образовавшийся одновременно с Уралом, имеет мах высоты  в два раза больше?

    В) Итак, знаем, что Урал называли каменным поясом. А вот девизом  урока взяты слова академика Ферсмана: « Урал - минералогический рай и кладовая запасов».   Как думаете, правда ли это? Да, на  Урале геологи зафиксировали около 1000 видов пол ископаемых в 10000 месторождениях. При этом следует учесть, что в северной части гор геологические изыскания еще не закончены.

    Г) Смотрим на условные знаки пол иск. Урала и перечисляем их названия.

    -         Определяем, почему все знаки красного цвета, кроме одного – марганцевые руды – черного цвета? (все магматического происхождения, а марганцевые руды – осадочные)

    -         Зачитываю отрывок из «Хозяйки Медной горы» Бажова. Говоря о Кавказе, вспоминали «певцов» его Пушкина и Лермонтова, а вот певцом Урала можно назвать Павла Бажова

                                           (краткий рассказ ученика о нем и его сказках).

    -         Посмотрите на гербы Урала, выполненные ребятами, на них тоже использованы мотивы  его творчества. Какие сказы использованы авторами этих гербов?

    4)     А теперь, работая в парах и помня обсуждение вопроса об Урале и Алтае, определим по картам какие климатические пояса и природные зоны пересекают горы? В чем особенности увлажнения территории, почему? Каковы средние t января и июля? Какова общая краткая характеристика климата Урала?

     

    5)     Продолжая работать в парах, определим  наличие и  видовой состав водных ресурсов Урала.

    -          Какие крупные реки и к каким бассейнам стока они относятся?

    -         Какие еще виды водных ресурсов?

    -         А есть ли на Урале вечная мерзлота и ледники? Есть, причем ледники есть не только в горах на севере Урала. О необычной ледовой пещере Урала вам сейчас расскажет Настя.

    3 Заключение:

     

    1)     на следующем уроке продолжим изучение ПТК. Для всех задание на дом – рассказ по §32 и записям тетради и изготовление гербов Урала. Для отдельных учащихся индивидуальные задания:

    -         Крупные города и население Урала.

    -         Охраняемые территории Урала.

          2) Прошу всех ребят произвести самооценку и взаимооценку (в парах) работы на уроке. А моя оценка работы класса и отдельных учеников такова…



    Разработка  урока повторения

    в 8  классе

     

    ТЕМА УРОКА: Повторение знаний по теме «Компоненты природы России»

     

    ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Повторить знания по теме «Компоненты природы России».

                                     2. Развивать умения работы с контурными картами, углублять знания физической карты РФ.

                                     3. Опираясь на материал урока о разумном использовании ресурсов, продолжить экологическое и патриотическое воспитание.

                                    4. Расширять кругозор и словарный запас.

     

    ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта РФ, контурные карты, карточки для работы групп, схемы.

     

    ХОД УРОКА:

     

    1.     Тема урока, задачи. Д/з:  в тетради вопрос 1 на стр. 114.

    1. Вводное слово. В течение  3 месяцев мы изучали первый раздел программы географии России «Особенности природы страны». Уже со следующего урока переходим ко второму разделу «Природные комплексы». Исходя из этого, попробуйте определить тему и задачи сегодняшнего урока. Итак, закончив изучение всех тем раздела, мы …. (дети определяют тему и задачи урока).

    Сегодня вы работаете в трех группах, и оценка каждого из вас зависит от слаженности, скорости и правильности работы всей группы. На столе перед вами лежит основа схемы, к концу урока она должна быть заполнена и озаглавлена.

    3.     Записав в тетрадях дату и тему, начинаем выполнять задания.

     

    4.     Картографический диктант. Перед  вами на контурной карте отмечены  объекты, вы записываете их названия в тетрадь. Затем определяете обобщающее  слово, и его записываете вверху на пропущенной строке.

    (Русская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирская равнины, Урал, Кавказ, Алтай, Верхоянские горы, Прикаспийская низменность, горы Черского, Саяны – формы рельефа).

    - Проводим взаимопроверку и сразу определяем оценку группам.

    - Определите обобщающий термин и дайте определение.

    - Назовите основные формы рельефа. Покажите горы-лидеры в РФ.

    - При первом взгляде на физическую карту человек, знающий географию, сразу заметит отличие каждой из великих русских равнин, А вы можете сказать, чем они отличаются друг от друга?

    - Какое воздействие на рельеф оказывает человек?

     

    5. Теперь следующее задание: отгадать загадки и записать в тетрадь              ответы, также оставив строку для обобщающего слова.

     

        - Все обходят это место: здесь земля как будто тесто,

          Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги.

     

         -Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

           Узкий кончик в роднике, а широкий – в море.

     

         - Много лет в горах подряд снег идет и сыплет град.

           Этот снег, а не вода, создал нам запасник льда.

     

         - Неподвижное и широкое, и красивое, и глубокое,

           Каждый день как будто новое, все травою окантовано,

           И является с давних пор зеркалом равнин и гор.

     

         -Бьет из-под земли фонтан, струя до поднебесья.

           Рядом с ним живет вулкан. Фонтан вам тот известен?

     

          -Определите обобщающее слово и выясните, каких видов не назвали?

          - Вспомним лидерские позиции  РФ.

          - Какое влияние на внутренние воды России оказывают люди?

     

    5.     На столах есть карточки с 5 геопонятиями (гумус, материнская порода, суглинок, чернозем, земля). Определите среди них «белую ворону», для оставшихся подберите обобщающее слово и откройте в атласе тематическую карту. Кто первый?

    - Дать определение и назвать состав.

         - Какая почва в РФ самая плодородная и почему?

         - Какие виды почв формируются в нашей местности, чем они     характеризуются?

         - Что такое эрозия и отчего она происходит с почвой?

     

    6.     По схемам определите, какие природные явления там зафиксированы (даны схемы циклона, антициклона, летнего муссона, годового хода температур).    Какой компонент природы объединяет все эти явления?

    -Дать его определение. Назвать российские климатические пояса.

    - Краткая характеристика нашего климата.

    - Какой климатический пояс разделен на области? Какие и почему?

    - Какой наиболее благоприятен для проживания людей, почему?

    7. Впишите обобщающие слова в основу схемы. Как вы думаете, что следует вписать в пустой кружок внешнего круга и что в середину? Обоснуйте свое мнение.

     

    8. Итак, мы составили схему природного комплекса. Особенности его составляющих частей-компонентов на том или ином участке российской территории создают разные природные условия. При этом эти условия улучшаются при движении с севера на юг и с востока на запад. Вот поэтому наибольшее количество россиян проживает в центре и на юге Русской равнины, поэтому и природа там наиболее активно используется людьми. Именно поэтому у нас, на северо-востоке России, очень низка плотность населения, а это означает, что ПК антропогенному воздействию подвергались мало.

    - А как называются те компоненты природы, которые человек использует для своей жизни и деятельности?

    - На какие 2 группы делятся  все природные ресурсы? Открываем стр.112 учебника – определяем виды ресурсов и их наличие в РФ.

     

    9. Итог урока. Итак, повторив все изученные темы, мы готовы к усвоению нового раздела, который поможет нам более подробно узнать красоту и суровость родной природы.

    А сейчас я прошу вас на маленьких листочках оценить урок (солнышко, тучи с молнией, солнце с облачком). А на схеме поставьте оценку за работу всем ребятам из вашей группы.


    Скачать интегрированный урок 6 класс (WORD document)

    Скачать презентацию к уроку 6 класса

    Скачать интегрированный урок 9 класс (WORD document)

    Скачать урок-зачет "Зарубежная Европа" 11 класс, игру "Моя Россия"(rar.)