«Без географии мы нигде и
никто»
Еще лет с пяти, рассаживая своих
кукол в ряд и раскладывая перед ними тетрадки, я уже знала, что буду учителем.
Потому и пошла учиться сначала
в Якутское педагогическое училище №1, а затем в Магаданский педагогический
институт. Обучение в училище дало большой запас практических умений и навыков,
так необходимых молодому специалисту. Учеба в пединституте стала своего рода
повторением и пополнением методического багажа и теоретических знаний.
Работала учителем начальных
классов и старшей пионервожатой, затем методистом и директором районного Дома
пионеров. После распада СССР и «упразднения» пионерской организации по
приглашению пришла в Зырянскую среднюю школу заместителем директора по воспитательной
работе.
Росли мои собственные любимые
дети и мои разные, но тоже любимые ученики. Мне хотелось, чтобы все они были
пытливыми, неравнодушными и любознательными, поэтому в течение многих лет я
вела в школе интеллектуальный клуб «Брейн-ринг». И ведь что интересно,
процентов шестьдесят- семьдесят вопросов напрямую были связаны со знанием
географии или умением «видеть» карту. А сами игры! Это было здорово! Каждую субботу 30-40
подростков с горящими от нетерпения глазами, с желанием дать правильный ответ
спорили, аргументировали свою точку зрения, пусть и не всегда правильную…
Главное, они учились думать!
Двенадцать лет назад в нашей
школе появилась вакансия учителя географии. Было страшновато, но в то же время
очень заманчиво и интересно, ведь я и сама люблю попутешествовать. Повезло, что
моим наставником стала Попова Галина Георгиевна, заслуженный учитель Якутии,
человек творческий, вдумчивый, неординарный. К сожалению, ее уже нет с нами, но
есть ее наработки, методические пособия и есть память ее благодарных учеников.
Мы, рожденные в двадцатом
столетии, воспитываем людей нового века.
Им предстоит жить в совершенно ином мире. Для того, чтобы стать в этом мире
успешным, мне кажется, современный человек должен, в первую очередь, научиться
видеть окружающую действительность в целостности, с учетом ее политических,
экономических, социальных, физических и экологических составляющих. Разумеется,
каждый человек неповторим, но «мы -
обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» (А. де Сент-Экзюпери). Для развития общества нам необходимо
придерживаться единых правил,
определяющих позиции людей по отношению
к природе и к Человечеству. Убеждена, что главная задача Учителя не донести до ученика максимально большой объем информации,
хотя и это тоже важно. Нет, на мой взгляд, куда важнее указать растущему
человеку правильное направление, которое поможет ему самореализоваться.
И в этом плане уроки географии
очень нужны, так как они связывают воедино естественнонаучные и общественные
науки. Это позволяет добиться формирования наиболее полного представления о
Земле и месте Человека на ней. География включает в себя аспекты экономики,
математики, физики, химии, биологии, экологии, что позволяет сориентировать
детей на гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них терпимость к другим
людям, ответственное отношение к природе, любовь к Отечеству и гордость за
него.
Очень хочу, чтобы с каждого
урока ребята уходили с чувством удивления, радости, победы. Хочу, чтобы мои
уроки помогали им осознать себя частицей окружающего мира.
Мне кажется, что это означает
умение ответить не столько на вопросы «Где? Что? Сколько?», но в куда большей
степени на «Почему?» и «Как исправить
или изменить?». Для ответов на первую группу вопросов есть огромное количество
готовых справочных изданий, а теперь еще и Интернет. На вторую группу вопросов
готовый ответ находится не всегда, все чаще приходится отвечать своим умом и
сердцем.
Наша Земля красивая и яркая,
но очень ранимая. Наш мир многогранен и многообразен, но еще очень
несовершенен. Его нужно менять в лучшую сторону и сделать это должны те, кто
сегодня сидит за партами. Именно им предстоит жить, помня предостережение Николая Доризо:
Леса редеют и мелеют реки…
Ведь это все не наше, а его,
Того, кто будет жить в 30 веке.
Легко потомка грабить своего!
Но если и не ты, то кто ему поможет,
Ведь сам себя он защитить не сможет?
Смогут ли они так жить? Уверена,
смогут, если сейчас, в школе, научатся
познавать,
видеть,
понимать
и принимать мир.
Без уроков географии тут обойтись никак невозможно.
|